Человек познается, воспитывается и формируется в обстановке успеха
Спиноза
Успех – это зеркало, в котором показывает свой истинный облик
Гете
Вся радость жизни в творческом успехе
Р.Роллан
- Введение
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования одним из основных личностных результатов обучения младших школьников определяет "формирование у ребенка основ российской идентичности", "становление гуманистических и демократических ценностных ориентации".
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется" становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.»
Из федерального государственного
образовательного стандарта
начального общего образования, утв. приказом
Минобрнауки России от 06. 10.2009 № 373
Особую актуальность эта работа приобретает в нашей стране, где мы пытаемся построить демократическое общество и в преддверии выборов Президента Российской Федерации.
Я предлагаю Вашему вниманию рассмотреть одно из направлений внеклассной работы в начальной школе, которое закреплено в ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ СОШ № 28 в разделе ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Эта Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников МБОУ СОШ № 28 г.Смоленска. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
- патриотические чувства гражданина России;
- гражданская идентификация;
- общечеловеческие ценности;
- поликультурный мир;
- личное нравственное самосовершенствование.
Основное содержание духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования заключается в воспитании гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- элементарные представления об институтах гражданского общества,
- о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи города.
Для этого необходимо формировать у школьников знания о родном крае и городе, чувство глубокого уважения к своему народу, воспитывать гордость за историческое и культурное наследие своего региона. Нельзя просто декларировать задачи формирования гражданско-правовой культуры у младших школьников, а в планы воспитательной работы вносить лишь отдельные мероприятия, ориентированные на формирование гражданской позиции, правового самосознания, нравственных качеств законопослушной личности. Необходима реализация комплексного подхода к воспитанию у школьников личностных качеств гражданина. Важно осуществлять целенаправленную внеурочную работу с детьми по этому направлению в различных формах. Особенно важно, чтобы эта деятельность детей имела реальный, материализованный результат.
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ, дети имеют право на создание своих органов самоуправления, организаций и объединений. Детское самоуправление – реальная разновидность социальных движений современности, это начальная ступень демократии, воспитания гражданственности, формирования творческого потенциала общества.
Детское самоуправление выступает как форма реализации прав и интересов ребенка, принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности. Главная функция детских организаций и объединений в том, чтобы оказать своим членам помощь в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, чтобы дети участвовали в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей.
Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма управления детским коллективом. В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
2.Особенности самоуправления в начальной школе
Особый вклад в организацию и развитие самоуправления принадлежит А.С. Макаренко, разработавшему основы методики сплочения и воспитания детского коллектива.
А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от требования педагога через требование актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В этой формуле представлены этапы развития коллектива.
Этапы развития коллектива
I Этап:
Организационную функцию классный руководитель берет на себя:
- предъявляет требования
- задает правила и нормы взаимоотношений
- призывает к интересу детей в совместной деятельности
II Этап:
Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.
Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.
III Этап:
Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.
3. Трудности в развитии самоуправления
С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:
Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?
Предлагаю вам для ознакомления систему самоуправления во 2 Б классе.
4. Механизм построения и функционирования системы самоуправления в классе
Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в классе, необходимо опираться на следующие принципы:
- педагогическое руководство;
- предметность деятельности, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива;
- выборность органов самоуправления;
- сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности;
- построение самоуправления снизу вверх;
- участие всех учащихся в системе самоуправления;
- согласие, то есть после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса.
Я не могу однозначно относится к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Можно организовать самоуправление детей в классе: выбрать лидера, разделить класс на группы, устроить соревнование, обучить актив класса работе. Но я думаю, это не будет самоуправлением в том виде, как я представляю, когда школьники работают сами - являются инициаторами, организаторами школьной жизни. Когда взрослые помогают, но только не в качестве руководителей, а в роли кураторов, которые на первых порах учат организовать работу.
Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность -
заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. А игра – совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Еще в 1 классе мы придумали название нашему маленькому государству «Смешарики».
Наш девиз: «Смешарик – я,
Смешарик – ты,
Смешарики – лучшие люди страны!»
Речевка:
«Мы Смешарики крутые, непростые, озорные. Вместе трудности пройдем, науку дальше поведем.»
Я в сентябре этого года предложила своим детям поиграть в игру «Министры в волшебной стране». Им идея понравилась.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цели организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:
- Определяет основные направления классной жизни.
- Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса.
- Высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.
- Избирает старосту.
Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.
У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.
Одной из функций членов ученического самоуправления являются регулирование и корректировка отношений в воспитательном коллективе.
У нас в классе следующая структура самоуправления. Я ее предложила детям в начале года и им такая мысль понравилась.
Задача органов самоуправления – это организаторская деятельность среди учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников.
Премьер министр отвечает за работу всех министров, его заместители – за выполнение работы по каждому своему министерству.
Министры здравоохранения контролируют выполнение санитарно –гигиенических норм ( проверяют чистоту рук),следят за внешним видом учащихся, напоминают о дежурстве по классу, следят за сменной обувью.
Министры труда помогают учитель собирать и раздавать тетради, дневники, учебники, ухаживают за цветами в классе.
Министры физкультуры и спорта проводят физминутки.
Министры культуры отвечают за дисциплину во время учебного процесса,на школьных мероприятиях, на переменах.
Министры образования контролируют успеваемость и посещаемость уроков, проводят работу по устранению пробелов в знаниях по различным предметам, предлагают конкурсы к праздникам.
Это примерный перечень того, за что могут отвечать службы класса. По мере необходимости, могут добавляться новые министры, например, сейчас пришел новый ребенок и ему нужна помощь. Можно выбрать министра МЧС для помощи новенькому.
Особенности функционирования нашей системы:
- Система самоуправления нашего класса – максимально открытая система.
- Дети, родители, классный руководитель – сотоварищи.
- Позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы.
- Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.
В заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.
Работа самоуправления в школе – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется. Он приносит массу новых проблем, занимает много свободного времени и у детей, и у педагогов. А самое главное, во время работы возникает множество вопросов, ответов на которые приходится искать зачастую достаточно долго, а иногда и не находить их. Поскольку ученическое самоуправление достаточно молодо, готового материала, на котором можно было бы строить работу в нашей школе, практически не было. Приходилось изначально (и это проблема не только нашей школы) за основу брать лучшее, что было когда-то в советских школах (пионерская организация и т.д.)
Несмотря на все трудности в работе с ученическим самоуправлением, в нашей школе идет работа в направлении: самоуправлению быть! Но вот какому самоуправлению? Ведь не секрет, что на начальной стадии работы дети воспринимают его только как средство достижения определенных целей: сделать свою жизнь легче и удобнее за счет удовлетворения исключительно потребительских желаний. Приходилось сталкиваться и с непониманием целей и задач самоуправления. Надо двигаться дальше к намеченной цели, стремиться к совершенствованию, желать изменить жизнь школы к лучшему.
Помогают проводить работу вожатые-ученики старших классов.
1-й класс – дети учатся быть вместе, всем классом, каждый выполняет простые виды поручений (полить цветы, стереть с доски, проверить готовность к уроку, сходить за мелом).
2-й класс - ребята знакомятся с видами поручений: командир, разведчики, мудрейшие, спасатели, затейники, юнкоры, почтальоны., затем разбиваются на пары и выбирают дело по душе.
3-й класс - круг обязанностей в классных поручениях усложняется. Из ребят, которым больше всего доверяют одноклассники, формируется временная творческая группа, которая собирает идеи и предложения. Остальные ребята делятся на микрогруппы (по 3-4 человека) и выполняют одно из поручений командой.
4-й класс - класс делится на три команды-экипажа, в каждом из них, есть ответственный за какое-то поручение.
Поручения, которые выбирает себе ребёнок, в течение года чередуются, так чтобы каждый ученик испытал себя в новой роли.