Суббота, 02.08.2025, 01:58Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Корогод А. Я.
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Мои уроки [0]
Конспекты уроков в 1-4 классах по ФГОС по УМК "Перспективная начальная школа"
Воспитательная работа [1]
Конспекты по воспитательной работе для обучающихся 1-4 классов
Внеклассная работа [0]
Научная деятельность [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Выступление на педсовете по вопросу воспитательной работы.

«Роль классного самоуправления в начальной школе»

Человек познается, воспитывается и формируется в обстановке успеха

Спиноза

Успех – это зеркало, в котором показывает свой истинный облик

Гете

Вся радость жизни в творческом успехе

Р.Роллан 

 

  1. Введение

 

 Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования одним из основных личностных результатов обучения младших школьников определяет "формирование у ребенка основ российской идентичности", "становление гуманистических и демократических ценностных ориентации".

 

 

В соответствии со Стандартом на ступени на­чального общего образования осуществляется" становление основ гражданской идентичности и мировоззре­ния обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организа­ции своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою дея­тельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодей­ствовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нрав­ственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.»

Из федерального государственного

образовательного стандарта

начального общего образования, утв. приказом

Минобрнауки России от 06. 10.2009 № 373

 

Особую актуальность эта работа  приобретает в нашей стране, где мы пытаемся построить демократическое общество и в преддверии выборов Президента Российской Федерации.

  Я предлагаю Вашему вниманию  рассмотреть одно из направлений внеклассной работы в начальной школе, которое закреплено в ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ СОШ № 28 в разделе  ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Эта Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников МБОУ СОШ № 28 г.Смоленска. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

  •  патриотические чувства гражданина России;
  •  гражданская идентификация;
  •  общечеловеческие ценности;
  •  поликультурный мир;
  •  личное нравственное самосовершенствование.

 Основное содержание духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования заключается в воспитании гражданственности,  патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  1. элементарные представления об институтах гражданского общества,
  2. о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  3. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  4. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи города.

Для этого необходимо формировать у школьников знания о родном крае и городе, чувство глубоко­го уважения к своему народу, воспиты­вать гордость за историческое и куль­турное наследие своего региона. Нельзя просто декларировать задачи формирования гражданско-право­вой культуры у младших школьников, а в планы воспитательной работы вно­сить лишь отдельные мероприятия, ориентированные на формирование гражданской позиции, правового самосознания, нравственных качеств за­конопослушной личности. Необходима реализация комплексного подхода к воспитанию у школьников личностных качеств гражданина. Важно осущест­влять целенаправленную внеурочную работу с детьми по этому направлению в различных формах. Особенно важ­но, чтобы эта деятельность детей имела реальный, материализованный результат.

 

  Согласно Конвенции  ООН о правах ребенка и Конституции РФ, дети имеют право на создание своих органов самоуправления, организаций и объединений. Детское самоуправление – реальная разновидность социальных движений современности, это начальная ступень демократии, воспитания гражданственности, формирования творческого потенциала общества.

Детское самоуправление выступает как форма реализации прав и интересов ребенка, принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности. Главная функция детских организаций и объединений в том, чтобы оказать своим членам помощь в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, чтобы дети участвовали в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей.

Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма управления детским коллективом. В самоуправлении главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

 

2.Особенности самоуправления в начальной школе

 

Особый вклад в организацию и развитие самоуправления принадлежит А.С. Макаренко, разработавшему основы методики сплочения и воспитания детского коллектива.

А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования. По его мнению, коллектив должен пройти путь от требования педагога через требование актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении. В этой формуле представлены этапы развития коллектива.

Этапы развития коллектива

I Этап:

Организационную функцию классный руководитель берет на себя:

- предъявляет требования

- задает правила и нормы взаимоотношений

- призывает к интересу детей в совместной деятельности

II Этап:

Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.

Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.

III Этап:

Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.

 

3. Трудности в развитии самоуправления

 

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

Всякий раз, мы учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:

Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?

Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?

Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?

Предлагаю вам для ознакомления систему самоуправления во 2 Б классе.

4. Механизм построения и функционирования системы самоуправления в классе

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в классе, необходимо опираться на следующие принципы:

  • педагогическое руководство;
  • предметность деятельности, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива;
  • выборность органов самоуправления;
  • сменяемость функций руководства и подчинения, а также видов деятельности;
  • построение самоуправления снизу вверх;
  •  участие всех учащихся в системе самоуправления;
  • согласие, то есть после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса.

 

Я не могу однозначно относится к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Можно организовать самоуправление детей в классе: выбрать лидера, разделить класс на группы, устроить соревнование, обучить актив класса работе. Но я думаю, это не будет самоуправлением в том виде, как я представляю, когда школьники работают сами - являются инициаторами, организаторами школьной жизни. Когда взрослые помогают, но только не в качестве руководителей, а в роли кураторов, которые на первых порах учат организовать работу.
Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность -
заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. А игра – совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Еще в 1 классе мы придумали название нашему маленькому государству «Смешарики».

Наш девиз: «Смешарик – я,

           Смешарик – ты,

                     Смешарики – лучшие люди страны!»

Речевка:

«Мы Смешарики крутые, непростые, озорные. Вместе трудности пройдем, науку дальше поведем.»

Я в сентябре этого года предложила своим детям поиграть в игру «Министры в волшебной стране». Им идея понравилась.

 
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цели организации ученического самоуправления в классе:

- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:

- Определяет основные направления классной жизни.
- Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса.

- Высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.
- Избирает старосту.
Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.
 

У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.

Одной из функций членов ученического самоуправления являются регулирование и корректировка отношений в воспитательном коллективе.

У нас в классе следующая структура самоуправления. Я ее предложила детям в начале года и им такая мысль понравилась.

         Задача органов самоуправления – это организаторская деятельность среди  учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников.

 

Премьер министр  отвечает за работу всех министров, его заместители – за выполнение работы по каждому своему министерству.

 

Министры  здравоохранения контролируют выполнение санитарно –гигиенических норм ( проверяют чистоту рук),следят за внешним видом учащихся, напоминают о дежурстве по классу, следят за сменной обувью.

 

Министры труда помогают учитель собирать и раздавать тетради, дневники, учебники, ухаживают за цветами в классе.

 

Министры физкультуры и спорта проводят физминутки.

 

Министры культуры отвечают за дисциплину во время учебного процесса,на школьных мероприятиях, на переменах.

 

Министры образования  контролируют  успеваемость и посещаемость уроков, проводят работу по устранению пробелов в знаниях по различным предметам, предлагают конкурсы к праздникам.

 

  Это примерный перечень того, за что могут отвечать службы  класса. По мере необходимости, могут добавляться новые министры, например, сейчас пришел новый ребенок и ему нужна помощь. Можно выбрать министра МЧС для помощи новенькому.

 

Особенности функционирования нашей системы:

  • Система самоуправления нашего класса – максимально открытая система.
  • Дети, родители, классный руководитель – сотоварищи.
  • Позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы.
  • Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.

 

Структура                внутриклассного                  самоуправления

 

 

 

 
 

Премьер  министр  класса

Егор Чепиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Родительский комитет класса

           
 

Министры  труда

  Дарья Михеева, Дарья Александрова,

Светлана Андреева, Светлана Даниленко

 
   

Классное собрание

 
   

Классный руководитель

                   
 

Министры  здравоохранения

Максим Балахонов, Сергей Калинин,  Савельев Святослав  

 

 

 

Министры физкультуры и спорта

Богдан Грянко, Стэфан Остренок

 

 

Министры культуры

Дмитрий Марченко, Егор Артемьев

 

  Министры образования

Полина Денченкова,

 Егор Лыбин,

Вячеслав Назаров, Данила Кротов

 

 
 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

 

 В заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.

Работа самоуправления в школе – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется. Он приносит массу новых проблем, занимает много свободного времени и у детей, и у педагогов. А самое главное, во время работы возникает множество вопросов, ответов на которые приходится искать зачастую достаточно долго, а иногда и не находить их. Поскольку ученическое самоуправление достаточно молодо, готового материала, на котором можно было бы строить работу в нашей школе, практически не было. Приходилось изначально (и это проблема не только нашей школы) за основу брать лучшее, что было когда-то в советских школах (пионерская организация и т.д.)

Несмотря на все трудности в работе с ученическим самоуправлением, в нашей школе идет работа в направлении: самоуправлению быть! Но вот какому самоуправлению? Ведь не секрет, что на начальной стадии работы дети воспринимают его только как средство достижения определенных целей: сделать свою жизнь легче и удобнее за счет удовлетворения исключительно потребительских желаний. Приходилось сталкиваться и с непониманием целей и задач самоуправления. Надо двигаться дальше к намеченной цели, стремиться к совершенствованию, желать изменить жизнь школы к лучшему.

 

Предлагаю  организовать для начальной школы свою республику, которая вольется в среднем звене в старшую структуру. Придумать  название, девиз, речевку. Работой отряда руководит вожатый.  Он входит в Совет старшеклассников. У него есть четыре заместителя, каждый из которых отвечает за работу в определённой параллели начальной школы (1-4 класс) и возглавляет разновозрастную группу ребят-вожатых (5-11 класс).

Помогают проводить работу вожатые-ученики старших классов.
          1-й класс – дети учатся быть вместе, всем классом, каждый выполняет простые виды поручений (полить цветы, стереть с доски, проверить готовность к уроку, сходить за мелом).
          2-й класс - ребята знакомятся с видами поручений: командир, разведчики, мудрейшие, спасатели, затейники, юнкоры, почтальоны., затем разбиваются на пары и выбирают дело по душе.
          3-й класс - круг обязанностей в классных поручениях усложняется. Из ребят, которым больше всего доверяют одноклассники, формируется временная творческая группа, которая собирает идеи и предложения. Остальные ребята делятся на микрогруппы (по 3-4 человека) и выполняют одно из поручений командой.
          4-й класс - класс делится на три команды-экипажа, в каждом из них, есть ответственный за какое-то поручение.
          Поручения, которые выбирает себе ребёнок, в течение года чередуются, так чтобы каждый ученик испытал себя в новой роли.

 

   Желаю успеха в развитии самоуправления в нашей школе!

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Алинка (03.01.2017)
Просмотров: 797 | Теги: самоуправление, 28 школа г.Смоленска, педсовет, начальная школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz